Программа «Мама-студентка»

Комплексная программа «Мама-студентка» проекта «ВСЕБЕРЕМЕННЫМ.РФ» направлена на облегчение условий совмещения учебы и рождения детей, на создание комфортной среды для обучения беременных и молодых матерей.

Время учебы — это время  «окна репродуктивных возможностей».

Получение образования выпадает на самые благоприятные годы- 18-25 лет. Такое время больше не повторится никогда. Многие женщины, пропустив это время, теряют репродуктивные способности.

Задача любого учебного заведения сегодня — дать не только образование своим студентам, но и возможность совместить учебу с созданием семьи и рождением детей.

Время учебы — это время самого благоприятного репродуктивного возраста человека. Необходимо создать условия для того, чтобы студенты воспринимали время учебы как время возможностей для создания семьи и рождения детей.

Во многих ВУЗах уже реализованы те или иные меры. Предлагаем каждому учебному заведению рассмотреть возможность реализации программы «Мама-студентка», исходя из возможных ресурсов и актуальных запросов студентов.

  1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Предоставление отдельной комнаты в общежитии по факту беременности. Семейных  студентов обеспечивать семейным общежитием. В общежитиях организовать детские комнаты, где можно оставить детей на несколько часов.    

Предоставление семейного общежития очень важно для студентов, решивших создать семью. Время создания семьи и рождения детей часто совпадает со временем учёбы. Для поддержания института семьи необходимо создавать комфортные условия для жизни молодой пары и рождения их детей.
Как только женщина встала на учёт по беременности в женской консультации, необходимо рассмотреть возможность выделения отдельной комнаты. Еще более актуально предоставление отдельной комнаты тем молодым людям, которые зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе.   

2. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ    

Разработать для беременных и мам-студенток гибкий график обучения, например позволяющий при необходимости дистанционно  проходить  теоретическую часть курса по видео лекциям, конспектам лекций, лекциям-презентациям и т.д. При этом поддерживать онлайн связь с преподавателем для проведения консультаций (при необходимости).

Предоставить возможность практическую и лабораторную части курса проходить при необходимости по отдельно составленному согласованному расписанию в аудиториях учебного заведения.

Когда девушка встала на учёт по беременности в женской консультации, ей часто приходится уходить с лекций на сдачу анализов, посещение гинеколога, а некоторые могут лежать на сохранении в больнице. Важно создать гибкий график учёбы для беременных студенток. Тем более это касается уже родивших студенток, ведь на ребёнка будет уходить большая часть времени.

3. «МАМИН СКЛАД» ДЛЯ СТУДЕНТОК

Обеспечить социальную аренду вещей для родившихся у студентов детей — коляски, кроватки и т.д., без платы за аренду.

Организовать скидки в магазинах для беременных студенток и мам-студенток на приобретение детских товаров, детского питания, вещей и др.

На обеспечение ребёнка всем необходимым (коляска, кроватка, одежда и т.д.) уходит довольно много средств и студенты часто не имеют возможности приобрести всё необходимое. Склад вещей где они могут взять в аренду кроватку или коляску, а потом вернуть её, будет очень актуален,. Принцип организации гуманитарного склада можно позаимствовать из опыта НКО: делается объявление в городских соцсетях о приёме чистых исправных детских вещей. Многие люди жертвуют и наполняют склад всеми необходимыми вещами. Такой гуманитарный склад может значительно помочь молодой студенческой семье.

4. ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ

Организовать проведение курсов лекций или отдельных лекций по основам семейной жизни, курсы молодых родителей, по воспитанию детей и т.д.

Большинство студентов рожают своего первого ребёнка. У новоначальных родителей чаще всего нет опыта, поэтому курсы молодых родителей будут очень кстати. Важны лекции не только по уходу за ребёнком, но и лекции на семейную тематику — как выбрать спутника жизни, как построить семейный быт. Это станет отличной профилактикой разводов!

5. ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Бесплатные занятия со специалистом гимнастикой, фитнесом, пилатесом для беременных для укрепления здоровья, улучшения самочувствия, профилактики заболеваний, подготовки к родам

На базе любого учебного заведения есть условия для физических занятий. Их необходимо задействовать для улучшения состояния будущим мам — ведь во время беременности у женщин может болеть спина, могут быть головные боли, и т.д. Справиться с этим помогает гимнастика для беременных. Также для женщины важно пройти курс подготовки к родам.
Кроме того, болеть во время беременности крайне не желательно. И в этом случае также на помощь приходят занятия спортом, которые являются хорошей профилактикой.
Занятия должны быть квалифицированными и бесплатными.

6. КОМНАТА МАТЕРИ И РЕБЁНКА

Обеспечить корпуса учебных заведений комнатами матери и ребёнка с пеленальными столиками, средствами гигиены и пр., где мама-студентка может помыть, покормить, перепеленать ребёнка, а беременные студентки — отдохнуть.

Часто кормящей маме не с кем оставить ребёнка на время лекций и она должны иметь возможность брать его с собой. В таких случаях на помощь должна прийти комната матери и ребёнка. Там молодая мама может и переодеть, и помыть, и покормить своего малыша.
А беременные женщины могут отдохнуть там во время перемены, ведь во время беременности может быть и токсикоз, и головокружение, и другие недомогания.

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТУДЕНТОВ ЯСЛЯМИ, ДЕТСАДОМ

В зависимости от возможностей учебного заведения обеспечение яслями можно организовать в следующих вариантах:

а) обеспечить льготное выделение мест в городских яслях, детских садах для детей независимо от места прописки мамы-студентки;

б) открыть в учебном заведении детсад или ясли, чтобы мамы-студентки могли посещать занятия, пока ребёнок находится под присмотром воспитателя, няни;

в) организовать в учебных корпусах (или рядом), в общежитиях игровые комнаты для детей, где можно оставить ребёнка на время занятия под присмотром воспитателя, няни.

Когда ребёнок подрастает, он становится более активен, и пребывать на лекциях вместе с малышом становится невозможно. Чтобы мама могла иметь возможность продолжать учиться лучшим вариантом является детский сад на территории учебного заведения, либо игровая комната, где за детьми сможет присмотреть воспитательница или няня.
Также в зависимости от возможностей учебного заведения могут быть выделены места в городском детском саду, либо льготные условия посещения детского сада.

8. КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Организовать в учебном заведении консультации специалистов — гинеколога, психолога, педиатра.

Обязательное индивидуальное консультирование в ситуации репродуктивного выбора, когда студентка оказалась беременная и перед ней стоит вопрос будущего. Учебное заведение должно предоставить максимум помощи для того, чтобы мама смогла родить малыша и получить образование.

Беседы со студентами о важности сохранения первой беременности.

Возможность получить консультацию у специалиста важно организовать в каждом учебном заведении! Ситуации у девушек или семейной пары могут быть разные, но вопрос сохранение института семьи, рождения детей стоит в приоритете, поэтому помощь им нужно оказывать своевременно. Возможно, кто-то стоит на пути репродуктивного выбора, кто-то имеет вопросы к педиатру по поводу здоровья ребёнка, а возможно, семейная пара на грани развода. Во всех ситуациях важно организовать доступные консультации специалистов и вовремя оказать поддержку.

9. СОЦИАЛЬНЫЕ НЯНИ

Предоставление социальных нянь на бесплатной основе или по минимальной цене (за счет бюджета), в приоритете одиноким и малоимущим студенткам. Создание службы нянь из студенческой среды, из родителей студентов и др. с почасовой оплатой из бюджета.

Мама-студентка должна иметь возможность организовать свой распорядок дня так, чтобы найти время для учёбы, для семьи и ребенка. Основная проблема — с кем оставить малыша. Мама должна заранее знать, на кого и когда она может рассчитывать оставить ребёнка.
Заботу об обеспечении своих студенток нянями может взять учебное заведение, организовав службу «социальных нянь». В неё могу войти студентки с опытом общения с детьми, педагоги на пенсии, профильные специалисты.
Это могут быть также небольшие группы по вечерам в общежитии или в подходящей комнате для детей, где сами мамы могут договариваться о поочерёдном дежурстве.

10. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Сопровождение беременной студентки специалистами психосоциальной поддержки.

Программа профилактики негативного психоэмоционального состояния беременной, послеродовой депрессии.

Маршрутизация и помощь во взаимодействии со всеми специалистами, которые ведут её беременность.

Часто студентки живут в общежитии в отрыве от родителей и семьи и важно чтобы в учебном заведении были специалисты, которые в сложных ситуациях могли бы помочь и поддержать. Это может быть соцработник, куратор, штатный психолог, которые при необходимости будут индивидуально поддерживать студентку и помогать ей в вопросах, которые за неимением опыта ей сложно решить самостоятельно.
Особенно этот вопрос актуален одиноких мам-студенток. Важно помнить что огромную часть бездетных пар сегодня составляют женщины, которые оказались бесплодными из-за того, что в свое время сделали первый аборт из-за того, что их некому было поддержать. Поэтому любая студентка должна знать как и к кому в своем учебном заведении она может обратиться за поддержкой.

11. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Обеспечить получение стипендии беременным студенткам независимо от успеваемости.

Предоставлять академ отпуска по беременности с сохранением выплат стипендии.

Предусмотреть льготы по оплате учебы для семейных студентов,  которые учатся на платной основе.

Данные инициативы должны рассматриваться как на государственном уровне, так и на региональном и в каждом учебном заведении. Необходимо искать возможность поддерживать молодежь, которая ставит целью получение образования, рождение детей и создания семьи.

12. ПРОСЕМЕЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАМПАНИИ

Проводить просемейные информационные  кампании во всех учебных заведениях — лекции, беседы, тренинги, дискуссии, в том числе с преподавательским составом по основам семейной жизни, о выборе спутника жизни, о воспитании детей, о ценности человеческой жизни с момента зачатия и пр. актуальных тем, популяризующих традиционные ценности среди молодежи.

13. ОТКАЗ ОТ ЗАПАДНОЙ ИДЕОЛОГИИ

Всемерная поддержка демографической политики государства, направленной на повышение рождаемости.

Запрет антисемейной пропаганды, западной феминистической, прочейсерской и фричайлд (отказ от детей) идеологии во всех сферах, касающихся учебного заведения — информационных ресурсах, структурных отделениях, проводимых мероприятиях, конкурсах, клубах, программах.

14. ПРОСЕМЕЙНАЯ СОЦРЕКЛАМА

Информационное пространство учебного заведение должно быть просемейным, патриотичным, поддерживающим традиционные ценности. Для этого необходимо задействовать все возможные площадки социальной рекламы. Стенды, баннера, плакаты, брошюры, мониторы, флаера, выставки, ролики, роллапы, муралы и пр.

Подписывайтесь на ТГ-канал проекта https://t.me/vberem — инициативы проекта, федеральные новости, обмен опытом регионов о мерах поддержки беременных, рождаемости и материнства.

One thought on “Программа «Мама-студентка»

  1. С 4 курса если обучение длится 5 лет можно брать индивидуальный план обучения и приходить в институт только для сдачи заданий два раза в месяц, остальное время работать. Предлагаю разрешить брать индивидуальный план обучения беременным и мамам в декрете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Депутат направил в кабмин законопроект о праве родивших студенток перевестись на бюджет
Next post Для женщин Подмосковья стала доступна услуга индивидуального сопровождения беременности
Close