Играю всю жизнь — Ольга Теплякова, игропедагог
Вы многодетная мама (8 детей) и бабушка. Как у вас родилась идея стать игропедагогом?
Когда-то я была простой многодетной мамой, и у меня было уже четверо детей. Я услышала о семье Никитиных, прочитала много статей о них. И мы поехали в гости по их приглашению к Борису Павловичу и Елене Алексеевне в Болшево, Московская область, сейчас это новая Москва. Это был 1976 год, там я познакомилась с этой семьей. Это многодетная семья, семь человек детей. Сейчас они уже все взрослые. Вот у Никитиных была очень интересная, очень необычная методика воспитания детей в семье, но они не называли это методикой. Они говорили, что это система.
Мы увидели совершенно необычную семью, где дети быстро развивались, шагали через классы, были очень дружными. Исключительно хорошая, красивая, умная семья. И когда я спросила: «Борис Павлович, в чем дело? Где соль, где собака зарыта?» Он отвечал: «Вы педагоги — учите, (а я не была тогда педагогом, у меня была совершенно другая рабочая бытовая отрасль), а мы играем».
Понаблюдав за ребятами, я убедилась, что они на самом деле играют, и не только дети — играют с ними взрослые во всё подряд, и это не обучение как таковое, а научение в разных играх. Но Никитины не были педагогами, они были обычными людьми, папа – военный инженер. Он умер в 1999 году и был уже довольно пожилым человеком. Это другое поколение, поколение моей мамы.
Я увидела такое интересное отношение к детям. Это меня настолько поразило, потрясло, можно сказать. Борис Павлович мне сказал: «Бросай свою работу, всю антимонию. Иди, получай диплом педагога и будешь разговаривать на их языке» (он имел в виду педагогов, психологов, дефектологов и так далее). И я его послушалась. Я сама росла без отца, и он как бы мне подарил это отношение старшего советчика. Он мне не посоветовал, но увидел во мне стремление что-то изменить в современной педагогике.
Я уже тогда училась на заочном отделении совершенно другого ВУЗа, это уже был второй или третий курс. Я все это бросила и пошла совершенно другим путем. Он вернул меня в мое стремление.
Когда я родила пятого ребенка, то мы иначе стали подходить к воспитанию младших детей, по-другому стали относиться к нашим взаимоотношениям. И, конечно, мы попробовали что-то изменить у тех деток, которые уже были. Что-то удалось, но уже тогда я поняла, что удавалось бы лучше, легче, приятнее и полезнее, если бы это делалось с самого рождения.
Когда ребенок рождается, и даже до рождения, когда ты уже являешься мамой, потому что ты носишь ребенка, ты уже предполагаешь, что будешь с ним играть, разговаривать, песни будешь петь или еще что-то. Вот тогда ребенок рождается не то чтобы с этой установкой — нет, конечно, еще никаких установок – но эти установки, наверное, начинают формироваться у еще не рожденного ребенка. Я предполагаю, что если у мамы, которая носит ребенка, есть установка с ним играть, песенки петь, что-то рисовать, чему-то удивляться, то это отношение передается еще не рожденному ребенку отчасти.
Разумеется, основная мамина работа будет тогда, когда ребенок родится — когда мы его видим, трогаем, целуем, обнимаем, танцуем с ним, песенки поем, рисуем, еще что-то делаем. Конечно, такие дети рождаются у мам, которые сами хотят поиграть. Это другие дети, и мы уже имели возможность наблюдать и не только на своих детках, на очень многих детках, которые с нами имели дело.
Позднее мы сделали клуб Ленинградских родителей. Это огромный официально зарегистрированный клуб, один из первых клубов в стране. Первым был «Созидатель» в Москве, а наш был вторым в Санкт-Петербурге. Это был конец 1979 г. Этот клуб работал при ДК «Невский». Зарегистрировать клуб в советском союзе было довольно сложно, но нам это удалось в начале 1980 года. Сначала присоединялись люди из Петербурга, потом из области, многие приезжали или писали нам из других городов. В клубе были лекции, встречи с интересными исследователями. Например, в клубе выступали Кольцова Марионилла Максимовна, Аршавский Илья Аркадьевич и другие исследователи, физиологи, психологи. Приезжал Никитин Борис Павлович, несколько раз приезжал Шалва Амонашвили. То есть информация о взаимоотношениях с детьми передавалась не через книги, а вживую через людей, которые что-то делали, исследовали, делали какие-то выводы. То есть это сырая информация, зато это были живые встречи, живые лекции.
Клуб был практически бесплатный. Люди платили 5 руб. с копейками в год за регистрацию в клубе. Мы делали игры, пособия своими руками для малышей, встречались на физкультурных занятиях, изучали английский, немецкий, делились тем опытом, который был в каждой семье. Это грандиозная идея, и много продолжателей было задействовано. Клуб существовал около 8 лет.
Дальше у меня было ИЧП — индивидуальное частное предприятие. К тому времени я уже окончила педагогический ВУЗ, диплом преподавателя дошкольной педагогики и психологии, и методиста дошкольных учреждений. Я уже имела право преподавать и давала частные уроки. Потом была перестройка, 90-е, во время которых у меня была школа «Ля-ля» для мам и малышей. Я искала разные формы работы, чтобы было именно малыш+мама.
Эта методика была создана в течение 1976-1980 годов. Когда я поступила во второй ВУЗ в 1980 г., у меня уже были общие черты методики развития ребенка в игре. Принципы были наработаны на своих детях. Также в нашей семье были и другие дети, например, дети друзей, и с нами играли те, у кого нет братьев и сестер.
Значительным делом была «Галка-игралка», которую мы организовали около 2013 года. Это крупный онлайн-сервис для родителей и педагогов, который позволял получать знания по игре с малышом и участвовать в самых разных формах игр. То есть мы могли посещать онлайн-школу или отдельные ее модификации. К примеру, просто «Я играю с малышом», а дальше могло быть направление, допустим, «музыкально-ритмические игры», или «развитие речи», «развиваем математические способности» и так далее. Эта школа собрала тысячи мам и сотни специалистов. Велась статистика, и за все годы, а это было до 2019 года – около девяносто тысяч участников, включая не только платные школы, но и бесплатные курсы, бесплатные марафоны, которые длились от одного до пяти-шести дней.
«Галка-игралка» очень способствовала развитию движения родителей и педагогов, то есть повышала квалификацию родителей в отношении к своим деткам, и тут дело не только в том, что родители могли узнать игры, а в том, что они могли между собой пообщаться. За те месяцы или годы, которые они играли со своими детьми, они стали лучше знать своих детей, свои возможности. То есть мама (папа, бабушка) начала играть и узнала, что оказывается, можно еще вот так или так. И «Галка-игралка», именно как онлайн-сервис, сыграл большую роль в развитии нашего общего дела «Поиграем с малышом».
В чем суть игропедагогики?
Во-первых, ребенок общается в семье не только с мамой-папой, но и с братьями сестрами или друзьями. Это очень важно, когда ребенок растет в большой семье. Во-вторых, взрослый человек, допустим, мама или тетя, то есть близкий человек, он не просто пасет ребенка, кормит, поит, одевает, умывает, а играет в небольшие короткие игры со своим ребенком. Уделяет ему внимание эмоциональное и то, которое служит его социальному развитию и т.д.
Пусть это будут очень короткие игры на две-три-пять минут, а дальше дети сами играют, но это будет полноценной игрой. Не учение, а именно игра. Эта игра способствует хорошему полноценному развитию ребенка.
Меня часто спрашивают, что такое раннее развитие. Никакое оно не раннее, это развитие в раннем возрасте, я бы так назвала. То есть ребенок родился, и он попадает к нам в руки, это и называется ранним возрастом. То есть мы начинаем с ним играть очень рано. Ранний возраст по разным мнениям длится до 3-4 лет.
Так всегда и было на Руси, и в других народах тоже. Например, мама ребёночка взяла на руки, грудью покормила, спела песню, колыбельную. Потом мама ушла на работу, и бабушка играет с малышом в ладушки, в сороку-белобоку. Потом взрослые брали детей на свои праздники, дети пели песни вместе со взрослыми. А песни были не только детские, но и взрослые.
Поэтому никакого раннего развития нет, есть развитие в раннем возрасте, когда ребенок играет с мамой и папой, а также со своими братьями и сестрами.
Почему важна игра?
Игра — это нормальное действие любого ребенка. Больше того, даже животные играют со своими малышами. Посмотрите на котят, щенков, на детёнышей диких зверей. Все играют со своими детьми, и папы, и мамы. И эти игры учат всему. Не обучают, а учат. Обучение — это когда мы ребенка посадили, сказали сложить ручки, слушать и делать, что говорит учитель. А здесь включается такой процесс, когда ребенок сам добровольно учится всему, что ему интересно и необходимо. А про саму игру есть много информации и в интернете, и в книгах. Очень хороша книга Д.Б. Эльконина «Психология игры». Там собраны данные об играх разных народов, очень рекомендую почитать. Также описываются игры, в которые обычно играют дети. А Тепляковские игры немного другие. Затевают взрослые, а продолжают играть те дети, к кому эти игры обращены, и дети постарше, и подростки. Игры могут быть с теми детьми, которые пришли несколько минут назад или к тем, которые живут вместе. Одна игра длится 2-5 минут, а потом она или развивается в другую игру, или начинается новая игра.
Кстати, папа тоже является полноценным участником игрового процесса. Да, он должен много работать. Но если он уделит 15-20 минут в неделю игре с ребенком, или прогулке с ним, то это будет замечательно.
Что развивается в игре?
Самые разные качества ребенка: развиваются руки, моторика, пальцы, а это очень важно для развития речи. Развивается в игре и крупная и мелкая моторика: он переставляет, стучит, собирает, перебирает и т.д.
В игре со взрослым ребенок имеет возможность видеть лицо взрослого, его эмоции, жесты, артикуляцию. И эти все возможности взаимодействия с мамой, с другим взрослым, с сестрой, братом помогают ребенку развивать свои собственные качества.
Развиваются глаза, психические процессы, предпосылки для дальнейшего развития: тут и математическая деятельность, и изобразительная, и музыкальная, и ритмическая. Игры все разнообразные: они развивают и эмоциональную напряжённость в хорошем плане, желание взаимодействовать в социальном плане, возможность понять другого человека и т.д.
Вы также пишете книги: расскажите про них, пожалуйста.
Их можно найти в интернете, набрав «Теплякова Ольга, книги». Что-то есть в продаже, чего-то нет. Также «Теплякова Ольга, маленький Леонардо». В роликах я показываю как играть с одним ребенком, кстати, это сложно, легче играть с несколькими детьми, так как они включаются, подталкивают друг друга и т.д.
Есть книги для детей с участием мамы, а есть книги для мамы, родителей, бабушек. Также многие специалисты, используя эти книги, могут играть с детьми в группах: дефектолог, психолог, педагог. Можно собрать от 3 до 8 детей и столько же мам и поиграть с ними. Если детям больше трёх лет, то можно поиграть и без мамы. Но с мамой конечно лучше, ведь она увидит, научится играть, и дома тоже поиграет с малышом, а это гораздо полезнее, чем с малышом играет тётя, хоть она и умная и добрая.
Насколько нужен игропедагог?
Конечно, можно играть самостоятельно, не нужен никакой игропедагог.
Что даёт ребёнку и нам самим занятие в центре развития? Для нас это галочка, что мы хорошие родители, это тоже хорошо, мы избавляемся от чувства вины, говорим, что делаем всё для развития ребенка, хотя не всегда это так. А ребёнок получает возможность пообщаться с другими детьми, с другой формой социума. Также это возможность узнать что-то новое и для мамы-папы, и для ребёнка. Тут многое зависит от педагога, формы занятия, помещения — всё это может быть удачным или неудачным. Хорошо такие встречи организуются с приятелями, когда собирается 2-3 семьи и играют. Вы можете собраться в удобное для вас время, выбрать любые игры из моих книг или из книг моих учеников, и играйте. Пусть это будет раз в неделю, этого достаточно, чтобы разбудить фантазию ребёнка, чтобы малыш увидел, что другие дети тоже так играют.
А игропедагог нужен иногда, потому что он обладает навыками игровой деятельности, хотя это далеко не всегда так.
Сейчас конечно, можно провести онлайн занятие, но там нет тактильного контакта. Вживую я могу взять ученика на ручки, потанцевать с ним, потом посадить, взять другого. Так у меня на занятии сидит 3-4 ребенка, и каждому я могу уделить немного внимания, это всё проходит весело, бодро. Я ребенка как бы исследую. Я его могу пощупать, послушать, посмотреть какие-то его навыки и так далее. Вот это принесет большую пользу.
А если у меня ребенок на том конце экрана, я его могу только увидеть, это немножко иначе. Но так мы с вами тоже можем общаться. Мы далеко от друг друга, но мы можем провести какие-то мастер классы, я или другой педагог. Или вести регулярные занятся, например, раз в неделю с вашей мини-группой. Вы допустим, собрались с двумя-тремя семьями, и мы можем с вами в течение пятнадцати-двадцати минут пообщаться, поиграть онлайн.
Отдельный вопрос, как научить ребенка играть. Просто так его не научишь, взял сел и научил, нет.
Но когда ты будешь играть с ним, ребенок сам научится играть. Что такое игра в год, в два? Ребенок не может принять на себя какую-то роль, он потом дорастет до этого, но он может вместе с вами потанцевать, ножками потопать, ручками похлопать, песенку какую-то если не спеть, то немножко помурчать, постукать пальчиками тук, тук, тук. Кто-то может заползать в теремок.
Вот таким образом ребенок учиться играть. Сколько на это уходит времени? Если мы родили и начали сразу песенки петь, на руках его носить, разговаривать и так далее, то от такого разнообразного и приятного взаимодействия к двум годам ребенок знает, умеет и придумывает уже свои игры, он знает и умеет играть в десятки и сотни игр.
Но без взрослого не будет ребенок играть, он будет играть в свои инстинктивные игры, допустим, что-то кидать, катать, что-то высыпать, в какие-то совершенно простые игры. Или бороться между собой — это уже агрессия, и нужно ее выводить в иные какие-то формы. Если вы будете сами играть, то есть взрослый и ребенок, то это становится менее агрессивным и более эмоциональным, разнообразным. Игры будут перерастать в математическую деятельность, речевую деятельность, причем устная речь и письменная речь начинает развиваться. Мы начинаем эти игры превращать в изобразительные какие-то игры, это лепка и живопись и так далее. Мы можем ребенку показать просто огромное разнообразие игр.
С детьми какого возраста Вы работаете?
Я работаю с любыми детьми, которые пришли ко мне со взрослым. Например, привели 3х летнего ребенка, который не говорит или плохо говорит, а рядом младенец 2-3 месяцев. Я буду заниматься с обоими. Младенца я возьму на ручки, мы будем петь песни со старшим, а маленький тоже будет слушать. Конечно, младенец быстро утомляется, но какое-то время он с нами находится, это для него начало игры.
Если ребёнку 6-7 месяцев, он уже сидит или мы его удерживаем, мы можем дать ему некоторое количество предметов, сложить в какую-то мисочку и так далее, а большому ребенку в это время мы уже предлагаем более серьезные какие-то занятия, что-то высыпать, что-то дарить зайке, мишке и так далее. Это та же самая игра, но в другом варианте с братиком и сестричкой. То есть включать малыша можно в самом разном возрасте, конечно, чем раньше, тем лучше, потому что дети в раннем возрасте гораздо лучше вступают в игру, чем ребенок, с которым мало играли. В три, четыре, пять лет уже приводят детей — такие детки более настороженно относятся к играм, с некоторым отрицанием, но их тоже, конечно, можно ввести в игру. Конечно, в полгода ребенок охотнее будет играть вместе с тетей и мамой.
Бывает, приводят деток уже и школьников с проблемами. Да, в первом и во втором классе проблемы бывают. С чего я начинаю решать учебную проблему? С игры, а с самой простой игры.
То есть я работаю с детьми разного возраста.
Нужно ли постоянно играть с ребёнком? Сколько времени это занимает?
Постоянно играть с детьми, конечно, не надо. У вас не получится. Вы же должны сами кушать, умываться, делать хозяйственные дела. Никто же не будет за вас стирать, готовить пищу, подметать и так далее. У вас не получится слишком много играть. Сколько можете, столько и будет играть. Каждая игра очень короткая — две, три минуты. Иногда меньше — одна игра может занять двадцать секунд (не путаем с минутами). Другая игра может длиться пять минут, но довольно редко, ведь у детей внимание короткое, и мы, не утомляя, не сможем играть долго.
Ну а дальше, если внимание ребенка еще можно удержать, то переходим к другой игре. А если вы видите, что утомился, значит пойдете по своим делам — ребенка можете под мышку взять ребенка и вместе с ним делать эти дела.
Через какое-то время у вас появились еще свободных три-пять минут и опять поиграли, а может быть из школы пришел ваш подросток и попросили его посидеть пять-десять минут с этим малышом, опустили его на пол на подстилочку. Старший ребенок здесь с ним во что-то поиграл. Вот в таком режиме, то есть без передышки играть нереально ни для взрослого, ни для ребёнка.
Как долго ребёнок может играть один? Можно ли его научить играть самостоятельно?
Это интересный злободневный вопрос, может ли ребенок играть сам один, и можно ли его научить играть самостоятельно? Я понимаю, у взрослых есть такое желание. Я вот что-то вложил, и все. Теперь сиди, играй. Я тебя научила.
Дорогие мамочки, так не бывает. Вы ребенка родили. Вы его мама, вы его и подруга, и доктор, вы его – всё, вся вселенная для вашего малыша, поэтому не надо себя тешить мыслью, что, допустим с года до двух, грубо говоря, поиграла, а потом все, я тебя всему научила. Вот сиди, играй — так не бывает, если даже так бывает, то это неправильно.
Ребенок очень страдает от одиночества. Бывают моменты, когда мы не можем взять ребенка, например, на кухню, а вот он ползет. Но реально никак не складывается безопасная игра рядом с вами на кухне. Да, это очень тяжело, потому что там горячее, там острое и так далее. Есть некоторые игры, которые можно организовать даже на кухне, но бывает, что, никак. Ребенку, например, восемь, одиннадцать, пятнадцать месяцев, он рвется на кухню, а у вас там горячая духовка. Да, приходится взять его и поставить в манеж или запереть в отдельной комнате на пять минут. Да, это будет психологическая травма для ребенка, но вы не можете физически взять его в эту опасную кухню, бывают такие обстоятельства. Конечно, это самый плохой выход. Лучше попросить бабушку или дедушку, или папу, или старшего ребенка пообщаться, пока вы делаете какие-то опасные дела на кухне. Либо попробовать организовать игры с малышом на кухне, каких немало, и об этом я тоже пишу в моих книжках, и еще больше буду писать.
Бывает, вам надо в душ, или врач пришел к вам лично, и ребенка как-то надо изолировать в это время. Да, вы не играете, а вы находите возможность изолировать от вас ребенка. Это плохо. Это травматично, но двадцать четыре часа в сутки нереально играть.
Но самостоятельно отдельно он не будет играть. Какой-то период времени, да, дети играют — кто-то больше, кто-то меньше.
Бывает, ребенок особый и у него особые потребности. Тут вам нужно думать не только об игре, а о том, кто вам будет помогать в обычной жизни, в работе, в бытовых делах. Чем больше людей будут вашими помощниками, тем лучше, хотя основная роль, конечно, принадлежит маме.
Что можете сказать о компьютерных играх? Запрещать вообще или немного можно? И с какого возраста?
Я большой противник компьютерных игр, очень большой. Но допускаю, что после четырех лет три-четыре минуты (не путать с часами, не три-четыре часа, а три-четыре минуты) в день мы можем поиграть с ребенком в компьютерную игру. Но не так, что ты отдала смартфон, и пусть он себе эти четыре минуты поиграет сам, а после четырех минут выдрала у него из рук смартфон и говоришь: «Все мы теперь пойдем играть в творческие игры». Так не пойдет, мы вызовем негативную реакцию ребенка, эмоциональную растерянность, недоверие к взрослому, и так далее. Лучше вообще не давать дошкольнику компьютер, он ни для чего не нужен. Вокруг вас, дома, на прогулке, где угодно, в гостях тысячи предметов, я не боюсь этого слова, тысячи, в которые вы можете поиграть.
Даже если вы сидите и ничего вокруг нет. Только бумага есть и фломастер какой-то затерявшийся — вы можете поиграть где-то в десяток, может быть даже больше, игр.
Поэтому я говорю, что компьютер для малыша вообще не нужен. А для чего мы даем компьютерные игры, а потом от них отучаем или дозируем. Для чего? Чтобы у нас была минутка попить чаю, поговорить с подругой. Мои дети выросли без этого. Тогда компьютеров и не было, сейчас у внуков есть, но я не вижу, чтобы часами они сидели за компьютером.
Для чего нужен компьютер? Узнавать что-то новое, помощь в выполнении домашних заданий в школе. Допустим, ребенок может рисовать, сочинять какие-то стихи, сказки, рассказы записывать, и так далее. Узнавать что-нибудь в Википедии, что интересует. Скажем, вот передо мной цветок стоит на окошке, и вдруг я забыла, каково его название, или меня интересует название на латыни. Вот я его сфотографирую сейчас и гугл помощник мне скажет, что за цветок, где его родина и так далее. Вот для этого нам нужен компьютер. Также он нужен для освоения фотографии, оформления собственной книжки ребенка. Допустим, старший дошкольник или младший школьник хочет сделать книжечку, автор которой будет ребенок, вы делаете три-пять фотографий красивых, делаете надпись, тут тоже нужен компьютер. Хотя можно без него обойтись.
Как отучить? Это не ко мне, это к психологу. Надо пойти к местному психологу, которому вы доверяете, и надо не просто его прислушиваться, а следовать всем рекомендациям, которые он будет давать. Но лучше конечно до этого не доводить.
Благодарим Вас, Ольга, за подробные ответы!
Здесь можно прослущать лекцию Ольги на тему важности игры для ребенка и для самой мамы.
Если у вас остались вопросы, можете задавать Ольге Тепляковой. Мы все вопросы ей передадим, и сделаем продолжение этой статьи. Пишите в комментариях.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал проекта ВСЕБЕРЕМЕННЫМ.РФ https://t.me/vberem
и ВКонтакте https://vk.com/vberem
